Считается, что франчайзинг, как схема была придумана известным производителем швейных машин Исааком Зингером в середине XIX века. К концу века франчайзинг получил широкое распространение, и сегодня используется довольно часто.
Франчайзинг применяется в торговле, сервисных отраслях, общественном питании. По этой схеме работают такие компании, как МакДональдс, отечественная 1С и многие другие. Коротко это выглядит так. Предприятие франчайзер передает свои технологии организации бизнеса, права на торговые марки и прочие составляющие предприятию-франчайзи. Франчайзи организует бизнес на своей территории по готовой схеме, а франчайзер организует поставку всего для этого необходимого и масштабную маркетинговую поддержку по всей стране и миру.
Для франчайзи выгоды очевидны. Главное, вы сразу входите в дело, которое уже прошло проверку временем. Вложения конечно будут, но они не сопоставимы с теми затратами финансовых и временных ресурсов, которые вам придется понести для того, чтобы организовать аналогичный бизнес, добиться известности торговой марки и лояльности потребителей, организовать производство, бороться с конкурентами. Франчайзи получает надежность и стабильность большого бизнеса, крепко стоящего на ногах. Происходят неприятности и с большими компаниеями, но это бывает значительно реже чем неудачи небольшого, начинающего бизнеса.
Минусы франчайзинга вытекают из его плюсов. Вы очень жестко привязаны к партнерской компании и ограничены в свободе выбора поставщиков и направлений работы. Вы должны следить за исполнением соглашения, иначе можете лишиться права работать на территории. Ограничения у разных франчайзеров разные, но всегда присутствуют, касается ли это места расположения торговой или сервисной точки, размера помещения, установленного минимального уровня продаж, использования фирменной атрибутики, правил обслуживания потребителей и прочих моментов, ограничивающих свободную инициативу. Если вы конечно желаете ее проявлять.
Отсюда и рекомендуемые подходы к выбору между развитием собственного дела и включением в структуру франчайзера. Если вы очень креативны, у вас много идей и проектов, вы думаете о собственном большом бизнесе, тогда эта жесткость конструкции не для вас. Но если вы реалист, считающий, что следует ходить по земле, а не летать в облаках, тогда, скорее всего это то, что вам нужно.
Выбирайте и принимайте решения исходя из своих личных соображений. Удачи вам в реализации задуманнного.